Шиповник

Цветки шиповника

       ШИПОВНИК  (лат. Rōsa). Латинское название по одной версии связывают с   островом Родос, откуда, как полагают, произошла роза. По другой – оно произошло от кельтского слова «rhodd» — красный, из-за  окраски цветков и плодов. Русское название образовано от слова «шип», что на древнеславянском обозначает иглу или колючку.

       Народные названия:  дикая роза, рожа, ружа, свороборина (от  «свороба» — «зуд»), шипок, чипорас (от «чипать» – щипать, цеплять), шипшина, петушьи ягоды ( за его острые серповидные шипы,  похожие на петушиные  шпоры), собачья роза. Это обиходное  название,  по одному мнению  подчеркивает, что шиповнику далеко до изысканных садовых роз. Другие  связывают это название с тем, что  в средние века он  использовали для лечения от  собачьих укусов.

       У славянских народов шиповник – символ здоровья, благополучия, красоты, молодости и любви.  В  христианстве –  он один из символов тернового венца Иисуса. Поэтому среди растений, которые  традиционно используются для праздничных пасхальных  украшений, присутствуют и ветки шиповника. 

       По старинному  преданию, свергнутый   Богом с неба Сатана, задумал вновь подняться туда. Для этого он избрал шиповник, чьи прямые стволы с шипами могли послужить ему  лестницей. Но Господь угадал его мысли и согнул и ветки, и  колючки шиповника. И вот с тех пор его шипы стали не прямыми, а изогнутыми  книзу и цепляются за всё, что до них дотрагивается.

Плоды шиповника

       Легенда кубанских казаков так объясняет происхождение  шиповника.  В одной станице полюбили парень и девушка  друг друга, хотели свадьбу сыграть, да приметил красивую казачку  станичный атаман и стал домогаться ее. Получив решительный отпор, он в отместку  отправил казака на военную службу, а девушку выкрал  из родительского дома и запер в темнице. Долго она пробыла в плену, но не покорилась злодею.  Однажды ей удалось бежать, но погоня была все ближе  и тогда, не желая выходить замуж за нелюбимого, заколола она себя кинжалом. На месте  гибели девушки вырос  цветущий куст шиповника. В ярости, что не смог догнать беглянку, хотел  атаман сломать  его ветку, но та вмиг покрылась шипами и вонзилась ему в кожу.  А осенью куст покрылся  ярко-красными, похожими на капли крови ягодами. Сорвать их мог только добрый человек, а если   подходил злой, куст ощетинивался шипами и не давал сорвать ни одной ягоды. 

       Есть на эту тему украинская легенда со схожим сюжетом. Жили в одном селе девушка-красавица и чернобровый парень пастух. Они любили друг друга и мечтали пожениться. Да на беду налетели на село ордынцы. Увидел их вожак,  как купалась в реке девушка невиданной красы, и приказал привести  к нему. Набросили ей на шею аркан, притащили  к кривоногому. Пораженный ее красотой, он предложил девушке первое место в своем гареме, но та с презрением  отказалась. Тогда он решил надругаться над ней, а потом продать. Только  он приблизился,  девушка бросила  в глаза  мучителю  горсть песка, а сама выскочила из шатра и побежала.  Догнали ее ордынцы на  вершине холма, окружили, и тогда она бросилась с кручи вниз.  Там, где  упали на землю капли девичьей  крови, вырос  невиданный доселе  куст с розовыми цветками. Увидел их вожак кочевников, хотел сорвать, но все ветви  вдруг покрылись острыми шипами. Люди назвали это растение шиповником, а гору возле села - Девичьей.

       Интересную якутскую  сказку о шиповнике  и злом духе абасы записал А.А. Попов. «Человек и абасы шли рядом, и разговор зашёл о том, чего боятся люди и чего боятся абасы.  Последний, явно со злым умыслом, спросил у человека: «Чего вы боитесь больше всего?» Человек был догадлив, смекнул, в чём дело, да и говорит: «Люди боятся жира, мяса и масла».  И в свою очередь спросил: «Чего боятся абасы?». Абасы, по своей прямоте, сразу признался, что они боятся колючих кустов шиповника. Немного погодя абасы обратился к человеку: «Я тебя хочу съесть». Человек убежал и спрятался среди кустов шиповника. Абасы, желая его выжить, стал кидать кусочки масла, жира и мяса, а человек, спокойно сидя за кустами и делая вид, что боится, уплетал бросаемое. Ждал, ждал абасы, да так, не дождавшись, ни с чем и ушёл».

       В народе шиповник исстари высоко ценился  как оберег: верили, что его острые колючки отгоняют злых духов и ведьм.  Для защиты от них его ветки вешали над дверью дома,  над колыбелью. По поверьям  он охранял молодоженов от сглаза и порчи, а его настой  возвращал силу угасшей страсти.  Для привлечения любви девушки носили бусы из его ягод, а для  удачного  замужество  девушке нужно было  срезать цветок  шиповника, засушить  и  хранить под своей подушкой. Считали, что умывание водой, настоянной на шиповнике,  делает лицо "побелее снегу белого, посветлее красна солнышка", сохраняет  молодость и красоту. А если его посадить вокруг  дома,  то там  всегда будет мир и благополучие.  Во время  цветения бабушки специально садились под куст шиповника и рассказывали внукам сказки – считалось, что так дети быстрее избавятся от страхов.  Запрещалось ломать шиповник, а если приходилось, то под ним оставляли дары, просили прощения.

       И, конечно же,  исстари ценился шиповник за целебные свойства. По поверьям, чтобы победить болезнь, надо было забрать  красную нитку, провисевшую на шиповнике  ночь, а желтой ниткой, провисевшей сутки на  шее больного, опутать его куст со словами:  «Я тебе желтую нитку, а ты мне красную нитку». Болезнь переходила на шиповник, а  его живительная сила — на больного. Буряты, в шаманских обрядах, чтобы изгнать болезнь, хлестали больного  пучком связанных  «шиповных прутьев».

       Русские лекари первыми стали употреблять пасту из шиповника для лечения ран. Отваром из его ягод (называли его «патокой своробориновой») поили воинов в походах. В средневековой России,  за его цветками и плодами снаряжались специальные экспедиции в оренбургские степи.  Платили за них соболями, бархатом, парчой и доступны они были долгое время только знатным лицам по особому разрешению.  В Аптекарском приказе от 1620 года сказано, что лекари могут получать плоды шиповника из хранилища в Кремле только по разрешению царя.     

       Наши предки  даже отмечали праздник  шиповника  –   6 июня. Водили вокруг него хороводы, пели обрядовые песни, готовили угощение. Считалось, что именно с этого дня начинается настоящее лето:  зацвел  шиповник — встречай лето, покраснели  его плоды  — провожай лето.  С  этим днем связаны  народные приметы. Зацвел шиповник, заморозков больше не будет, можно высаживать рассаду в открытый грунт, если этот день дождливый – значит, будет большой урожай грибов. Интересно, что по цветкам шиповника можно сверять  часы: они раскрываются от 4 до 4 часов 30 минут утра.

 

Write a comment

Comments: 0

Традиционные растения в народных праздниках

Рождество Христово

7 января

 

Кроме рождественской елки, делали рождественский венок, обычно из веток ели, а также сосны, можжевельника падуба и омелы, украшенный четырьмя свечками.

Сочельник

6 января

 

В сочельник обязательно готовили сладкую кашу – сочиво – из пшеницы и ячменя (символов богатства, плодородия, изобилия) с добавлением меда, мака, и орехов. Варили узвар (отвар) из сухофруктов, он символизировал  живую воду, которая очищает душу и тело.

Новый Год

В ночь с 31 декабря на 1 января

 

Наряжали елку. Обязательно были

  • яблоки — символ изобилия
  • орехи — символ мудрости и долголетия

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

 

В этот день начинали топить печи, причем первыми дровами были засохшие ветки яблони и других плодовых деревьев, чтобы семья жила в богатстве и тепле.

Три Спаса

14 августа

 

Медовый (Маковей) Собирают «маковейский цветок»  —  букет из головок

19 августа

 

Яблочный

Плетут венки из

луговых цветов:

29 августа

 

Ореховый (Хлебный)

Женщины плетут венок-оберег для дома из веток орешника (лещины), мужчины вяжут ореховые банные веники «от всех недуг».

Ивана Купала

7 июля

 

В купальский венок обязательно вплетают

Троица, Зеленые святки:

Ветви:

(кроме вербы и осины)

 

Травы и цветы:

Пасха:

Весенние цветы белого и жёлтого цвета:

Яндекс.Метрика