Береза

        БЕРЕЗА  (Betula). Есть  несколько вариантов  происхождения  латинского названия. От кельтского  betu — берёза, или от видоизменённого лат.  batula — бить, сечь. В  прошлом ленивых школяров и студентов секли розгами, чаще всего  березовыми. Отсюда выражение  «отведать  березовой каши». 

        Русское слово «береза»  восходит к  древнему корню «bhe» – «белизна»  «белый». Лингвисты связывают ее название с глаголом беречь:  славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

        Народные названия –  береза глухая, березина, белотелая, навье дерево. Есть «мужские» и «женские» деревья – береза  и березун. У березы листья распускаются в стороны, у березуна – вверх.  

        Наряду с дубом береза  – одно из самых почитаемых деревьев у славян. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением  русской природы, символом России.  

        Согласно  народным поверьям  береза — благословенное дерево, укрывшее  святую Параскеву - Пятницу от преследований черта. В былинах, сказках легендах происхождение березы  обычно связывают с превращением в неё девушки, чаще всего  кем-то обиженной.

        Женился парень на красавице, которую любил всем сердцем, а мать сноху возненавидела и  решила  сжить ее со свету. Вот зазвала она раз к себе молодых на угощение, и налила  им в чарки зелена вина. Только никто не заметил, что из разных кувшинов наливала: сыну — вина чистого, а молодой жене — со злыми зельями ядовитыми. Но у молодых было в обычае меняться чарками — вот они и принялись друг друга потчевать. Все в жизни пополам они делили — разделили и смерть.

        Рвала мать на себе волосы, да поздно. Похоронила она  их подальше друг от друга: сына перед церковью, а невестку позади церкви. В ту же ночь вырос из могилы мужа тополь, а из могилы жены –  березка, и сплелись они ветвями, да так, что не разрубить, не разорвать. Хотела мать срубить деревья, да люди не дали. А береза да тополь в том селе и по сию пору растут.

        В легенде хантов о небесной девушке говорится, что когда-то в давние времена забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на землю. Черные мысли людей Землю душат, умирает она.

        Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек.             Алтайская легенда рассказывает об отважной  девушке, не покорившейся врагам. Давно это было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами. У одного из вождей такого племени была дочь. Была она не смуглая, как все, а светлокожая, и потому  называли ее  «Бледнолицая». Однажды неизвестно откуда напали враги. Они знали, что все мужчины племени ушли в очередной поход защищать родные земли,  остались в стойбище  только девушки и потому надеялись   на легкую победу. 

        Но девушки решили защищать свою жизнь и честь. Отважно дрались они с врагами, многих  уложили. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только бледнолицую. Наконец, все ее подруги погибли. И только она продолжала истреблять ненавистных  врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая,  сраженная ими, упала. В том месте, где она упала, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины. 

        Кстати, о черных пятнах на коре берез. Научное название их "чечевички".  В отличие от белого слоя   коры – бересты, очень плотной, не пропускающей ни воду, ни воздух, они рыхлые, пористые. Это своеобразные «форточки». В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а зимой –  закрываются более плотными клетками  и помогают ему  не замерзнуть. В  легендах же, как водится, все объясняется по-своему. 

        В еврейской  так объясняется  происхождение белого цвета березового ствола.  Давным-давно береза росла в саду Иова.  Был он  не только богатым, но и хорошим, честным  человеком.  Бог очень гордился им. Но однажды дьявол сказал Богу: «Быть богатым и при этом хорошим и честным  несложно. Лишь в бедности человек проявляет свои хорошие качества по-настоящему». И Бог разрешил дьяволу испытать Иова. Тогда Иов обеднел и заболел. Стал  некрасив,  убог, но все-таки оставался честным и хорошим человеком. 

        Наконец, настал день, когда Бог сказал Иову, что тот страдал достаточно, и  позволил снова вести богатую и счастливую жизнь. Иов так обрадовался, что побежал к жене рассказать хорошую новость. Когда он вбегал в дом, она как раз выходила на крыльцо, неся в руках кастрюлю с кипящим молоком. Они  столкнулись друг с другом, кастрюля вылетела из рук женщины, и молоком облило березу во дворе. С тех пор у березы всегда белый ствол.   А в других  преданиях белый цвет ствола берёзы  объясняется тем, что когда Иуда захотел повеситься на ней, она побелела от страха.

             Люди исстари обращали внимание на необычные деревья:   очень старые, причудливой  формы, или с нехарактерными для данной породы признаками. Тогда рождались удивительные легенды и предания. Интересен в этом плане рассказ Александра Лазарева  «Легенда о  Чуди».

             …Жили испокон веков на Урале старые люди — их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. А березы на черный лес все наступают и наступают… «Уходить надо», — говорили молодые чуди. «Умрем, где умирали наши отцы и деды», — возражали старые и пожилые. И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные; сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы. 

             Но, пожалуй, самые удивительные легенды связаны  с  черной березой, которая  встречается и у нас, и в других странах.  А в  Белоруссии  растет  самая крупная в мире роща берез с корой черного  с красноватым оттенком цвета. И, конечно же, об этом необычном природном  чуде сложено множество мифов и легенд. 

             В одном белорусском селе  жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сестры подросли, то одновременно  полюбили  одного парня из соседней деревни. Каждой из них  он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды  он назначил свидание сразу двум сестрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в березы: одна –  в белую, а другая  – в черную.

             В  Ульяновской области в селе Троицкий  Сунгур    растет   береза с бархатно-черным стволом.  В одном из местных  преданий говорится о том, что в давние времена жили на этой земле лесные люди, которые никогда не видели белоствольных деревьев. Жили трудно и голодно: ни хлеба не знали, ни картошки. Пришел к ним из дальних мест добрый человек, посадил он в землю пшеничное зернышко. Как только заколосился первый хлебный стебелек, сразу посветлела кора на одной из черных берез. На другой год колосков стало сразу двадцать, и забелела берестой целая роща. Так и повелось с тех пор: как только в селе радость – урожай хороший уродится или свадьба – сразу черная кора на березах белой становится. За многие годы в Сунгуре столько радости было, что только одно дерево черным осталось. Говорят, березы сами попросили свою темную подругу оставаться такой, чтобы берегли люди свое счастье.     

             Есть и другая легенда.  Собрались   десять девушек в деревне замуж выходить, да напал на землю русскую враг, ушли добры молодцы свой край защищать и не все вернулись. На веселых свадьбах гулял народ в девяти домах, у одной же невесты жених погиб, сражаясь в бою. Девушка дала обет  всю жизнь оплакивать своего любимого и никогда не примерять свадебного наряда. Облачилась она в черные одежды и уж не снимала их. А когда умерла, душа девушки  переселилась в березу, которая приняла ее страдания и печальный образ.

             По сложившейся традиции к удивительной березе  часто приезжают молодожены. Считается, что пара, поклонившаяся этому дереву, никогда не будет знать разлуки.  Среди ученых нет единого мнения о природе черных берез. Одни считают их предками  современных берез, стволы которых  прибрели белую кору  гораздо позже. Другие  полагают, что это  – или мутация, или природная аномалия.

             В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой, некоторые из которых  живы и по сей день.  Наши предки  почитали ее  за то, что она, по поверьям,  могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко  девушки приносили березе угощения,  обращались к ней с просьбой исполнить  заветную мечту. Они украшали березы своими лентами, вынутыми из косы,  плели венки из березы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали их с головы. Если венок шел ко дну, то по поверью это значило, что либо девушка умрет в этом году, либо  то, о чем она мечтала, не сбудется.  А если венок приставал к другому берегу, это означало, что любовь девичья  "пристанет" к сердцу парня. 

             Беременные женщины просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым.  А когда он  рождался, сажали у дома молодую березку. По поверьям, это сделает  его счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградит от напастей. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных.

             Ей посвящался  праздник Зелёные Святки (конец мая, начало июня), календарный рубеж весны и пролетья, праздник молодой листвы, первых цветов.  Наступившее лето олицетворяла береза,  которая, как верили наши предки, приносит счастье и радость в любой дом. На Троицын день пастухи на пастбище плели из березы венки, один набрасывали корове на рога, в нем она ходила весь  день. Второй венок пастух вечером отдавал хозяйке. Первый венок она скармливала корове, чтобы та больше молока давала, а второй  берегла на случай, если та заболеет. Тогда в корм добавляли ветки из него.

             У всех славян считалось, что оставленные на чердаке березовые ветки защищают дом от молнии, грома и града, а  воткнутые  в поле,  отгоняют от посевов  грызунов и птиц и обеспечивают хороший урожай.  

             В старину березу  называли деревом четырех дел.  «Первое дело - мир освещать». На протяжении столетий  крестьянские избы  России освещала березовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.  

             «Второе дело - крик утишать». В старину  березовым дегтем  смазывали колеса телег и карет,  чтоб не скрипели. А  младенцев «от крику»,  чтобы  ночью  спали спокойно, а днем не капризничали,  поили  отваром из березовых почек. 

             «Третье дело - больных исцелять».  Целебными свойствами обладают практически все части березы. По поверью береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека.  Кpестьяне,  обpащаясь к березе с пpосьбой об исцелении, скpyчивали над больным беpезовые ветки, yгpожая не отпyскать  до тех поp, пока болезнь не отстyпит. Верили – если под корни березы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдет в землю.

             «Четвертое дело - чистоту соблюдать». Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту.   На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям,  оберегали его от нечистой силы, а значит – помогали держать в чистоте. 


             Не менее почитаема была береза и у других народов нашей страны. Так, якуты верили, что в старых берёзах обитает мудрая пожилая женщина – Хозяйка земли. Весной  они украшали  эти  березы  яркими ленточками, обращались  с просьбами.  Никому бы и в голову не пришло причинить хоть малейший вред такому дереву: каждый твердо знал: если сломать ветку, умрет кто-то из родичей, если же срубить ствол — погибнет все племя.

             Является священным деревом береза и для хакасов.  Они верили, что если  повязать на нее «чаламу»  – лоскутную  ленточку –  и загадать желание, например, здоровья, благополучия и т.п., то оно обязательно сбудется. Традиционно ленточки должны быть  следующих цветов: белый – цвет чистоты, синий –  неба и мира, красный –  огня и солнца, зеленый – цвет леса. 


             Вместе с тем, известны и другие народные поверья, где  берёза  упоминалась как проклятое Богом дерево, как атрибут нечистой силы: в ветках ее  жили русалки и черти, а сама береза олицетворяла собой души умерших родственников. В русском фольклоре существует такое понятие, как «стать березой», т.е. умереть, отправиться в небытие.

             Ходили легенды о том, что ведьма могла надоить молока из веток берёзы, что она летала по ночам не только на метле, но и на берёзовой палке. На  Русском Севере,  место, где когда-то росли березы, не использовали для постройки дома. Верили, что кривые березы, это  белые кони, подаренные человеку чертом, а поданный чертом хлеб превращается в березовую кору.   Согласно карпатским  поверьям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет, а в Полесье  верили в то, что берёза, посаженная близко к жилому дому, вызывает женские болезни. Нельзя прикасаться к дереву с наростами, считалось, что наросты на березе — результат злого колдовства. Наши предки старались избегать одиноко растущих берез, так как  под такой березой покоится душа невинно убитого человека. Березовый сок из ствола такой березы старались не пить – вместо него, согласно поверью, струится кровь покойника. 

             Как видим, одни считали, что береза  – символ печали и смерти, другие – символ начала жизни и оберег. Такое двоякое отношение  довольно типично для народного сознания. Так же трактуются, к примеру, и верба, и яблоня, и рябина и другие деревья.

Write a comment

Comments: 9
  • #1

    Михаил (Thursday, 05 May 2016 10:01)

    Вот в вашу копилку ещё немного:
    В странах Скандинавии когда-то действовал алфавит на основе т.н. рун - символов, имеющих одновременно какое-то конкретное значение и выполняющих функцию букв.
    Среди них есть как раз руна, соответствующая слову берёза, вот что про неё говорится в Википедии.
    "Бе́ркана (ᛒ) — восемнадцатая древнескандинавская руна германского алфавита. Название руны означает «берёза», «берёзовая ветка»."

    Символическая же нагрузка на ней примерно следующая: "женщина", "плодородие", "вскармливание" (руна даже похоже на грудь своим начертанием), "берёза", "забота", "исцеление".

  • #2

    Валентина. (Friday, 06 May 2016 07:19)

    Большое спасибо, Михаил. Побольше бы ТАКИХ комментариев, к сожалению они редки.

  • #3

    София (Saturday, 06 January 2018 15:42)

    Кстати , считалось , что название "берёза" произошло в 7 веке и однокоренное слову беречь. Дело в том , что во время язычества у славян была богиня, имя которой -Берегиня . Она являлась матерью всех духов , символизировала весну и её символом была именно берёза .

  • #4

    Валентина. (Saturday, 06 January 2018 16:32)

    Да, Вы правы, София. Это одна из версий этимологии слова "береза", на которую указано в начале статьи. Спасибо за Ваше более подробное объяснение. Всегда приятно иметь таких вдумчивых читателей.

  • #5

    Ольга (Sunday, 02 June 2019 08:57)

    У меня из ствола березы (как минимум 25-летней) сочится уже вторую неделю кровь: красная, как человеческая. Пятно расползается; красная, терпкая на вкус, она выделяется каплями. Период времени: после 9-13 мая 2019 года. Что это?

  • #6

    Наталья (Tuesday, 23 July 2019 11:28)

    Ольга. Плохой знак. Плачет ваша Берегиня.

  • #7

    liza (Saturday, 23 November 2019 09:42)

    nice

  • #8

    лоло (Wednesday, 11 March 2020 17:26)

    круто

  • #9

    No name (Tuesday, 30 June 2020 14:51)

    Эту статью в ДНР переделали под текст изложения для экзамена по русскому в 11 классе. Гордитесь :)

Традиционные растения в народных праздниках

Рождество Христово

7 января

 

Кроме рождественской елки, делали рождественский венок, обычно из веток ели, а также сосны, можжевельника падуба и омелы, украшенный четырьмя свечками.

Сочельник

6 января

 

В сочельник обязательно готовили сладкую кашу – сочиво – из пшеницы и ячменя (символов богатства, плодородия, изобилия) с добавлением меда, мака, и орехов. Варили узвар (отвар) из сухофруктов, он символизировал  живую воду, которая очищает душу и тело.

Новый Год

В ночь с 31 декабря на 1 января

 

Наряжали елку. Обязательно были

  • яблоки — символ изобилия
  • орехи — символ мудрости и долголетия

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

 

В этот день начинали топить печи, причем первыми дровами были засохшие ветки яблони и других плодовых деревьев, чтобы семья жила в богатстве и тепле.

Три Спаса

14 августа

 

Медовый (Маковей) Собирают «маковейский цветок»  —  букет из головок

19 августа

 

Яблочный

Плетут венки из

луговых цветов:

29 августа

 

Ореховый (Хлебный)

Женщины плетут венок-оберег для дома из веток орешника (лещины), мужчины вяжут ореховые банные веники «от всех недуг».

Ивана Купала

7 июля

 

В купальский венок обязательно вплетают

Троица, Зеленые святки:

Ветви:

(кроме вербы и осины)

 

Травы и цветы:

Пасха:

Весенние цветы белого и жёлтого цвета:

Яндекс.Метрика