Боярышник

      БОЯРЫШНИК (лат. Crataégus). Латинское название происходит от греческого «cratas» - сильный, крепкий. Действительно,  у боярышника твердая древесина, он стоек к неблагоприятным условиям  и живет  до 300 лет.

      В большинстве европейских стран это растение называют «колючка». Русское же название отразило красоту этого дерева,  связав его с созвучными словами -  «боярин», «боярышня», предположительно из-за  красивого и яркого внешнего вида. Ягоды боярышника  такого же пурпурно красного цвета, как одежды бояр (это был отличительный признак принадлежности к данному сословию).

      Народные названия: барыня-дерево, боярышня, боярка, майский кустарник, дерево девственности,  сердечная ягода,  глод, колючка дикая, петушиная шпора, ястребиные когти, хлебница (муку из сушёных ягод добавляли в тесто для  хлеба с фруктовым привкусом)  и др.

      Символ  девственности, целомудрия, семьи и счастливого брака. В Турции цветущая ветка боярышника считается эротическим символом, так как ее аромат  напоминает запах женщины.

      Происхождение боярышника старинные легенды объясняют по-разному. Славилась когда-то на Руси своими добрыми делами барыня — помогала всем, как умела. Кому лечением, кому  советом. Состарилась барыня, но очень не хотелось ей  умирать, мечтала всегда помогать людям, да и они ее любили. Пошли к колдунье с поклоном, и та  превратила старушку в красивый кустарник. Назвали его в честь доброй барыни – боярышник. 

      В другой легенде рассказывается о происхождении колючек боярышника. Однажды маленькая  пеночка спешила к своему гнезду, чтобы покормить птенчиков, но вдруг над ней нависла зловещая тень ястреба. Испугалась пеночка, заметалась из стороны в сторону и укрылась в зарослях ближайшего куста. Камнем упал рядом пернатый хищник, чтобы схватить ее. Но куст по просьбе пеночки вмиг покрылся острыми колючками, и ястреб улетел, испугавшись шипов. Поэтому пеночки, коноплянки и другие маленькие птахи часто вьют гнезда в зарослях боярышника.

      Есть  старинное предание о происхождении слов «боярышня», «барышня». Жила в деревне красавица. Белое лицо ее зарей облито, а строгие очи ярче зелени незрелого боярышника. И ценила она  превыше всего  верность, чистоту и взаимность. Сельчане часто встречали ее в венке из боярышника: весной - с белыми цветами, а по осени - с красными ягодами. 

      На беду увидел однажды красавицу  внук Чингисхана, будущий Бату-хан. И так она ему приглянулась, что решил он покорить ее сердце. Но напрасно он заманивал ее в богатую юрту, предлагал разные сокровища — девушка все равно отвечала отказом, так как любила  другого. И тогда  Бату воровски выследил девушку, настиг, и уже хотел было овладеть ею, но она прижалась спиной к боярышнику, выхватила кинжал и сказала: «Если ты притронешься ко мне — я лучше убью себя, но твоей не стану никогда!» И когда даже эти слова не остановили Бату, она ударила себя в грудь кинжалом и пала на куст боярышника. 

      Никто не помнит имени молодой россиянки, но с тех пор в ее честь молодых девушек на Руси стали величать боярышнями, барышнями.

      В интересной древнерусской легенде боярышник связан с именем князя Олега. В рукописи придворного византийского летописца  описан поход  русичей. Их сравнительно  небольшое войско под предводительством князя Олега осадило столицу Византийской империи и, благодаря доблести и воинской хитрости, они вынудили византийцев признать поражение и заплатить отступные. В стан Олега император направил послов с дарами и обильными угощениями. Но, следуя  знаменитому принципу византийской дипломатии - “Если победу не добыть в сражении, её можно отобрать за столом” и еда и вино были отравлены. В течение нескольких дней, пока шли переговоры, русичи не притронулись к  заморским угощениям.

      Император решил, что настало время нанести внезапный удар по, как он полагал, обессилившим от голода русским воинам. Каково же было его изумление, когда вместо доклада о разгроме противника, пришло донесение об очередной победе русов. На этот раз Олег потребовал более высокие отступные, причем –  из рук  самого кесаря.  Император выполнил все условия Олега, который и на этот раз не сел за стол, отказался от пищи. И воскликнул Кесарь: «В чём сила твоих воинов, князь, что за магия?» Олег усмехнулся и передал царю гроздь крупных алых ягод. Император взял в руки ветку и тут же выронил, уколовшись об острые шипы. «Боярышник – вот наша сила, - рассмеялся Олег. - Бойся, Кесарь, не того, что видишь, а того, что скрыто от глаз».

      Отношение к боярышнику в народе было двояким. С одной стороны, согласно старинным поверьям,  боярышник (как и бузина) заклятое дерево — в него превратилась  ведьма.  Утверждали, что его нельзя пилить или ломать, иначе такого человека  будут ждать неприятности, болезни, смерть родных  или падеж скота, бедность. Долгое время его считали символом несчастья и смерти еще и  потому что, согласно легенде, терновый венец Христа был сплетен из ветвей боярышника.

      С другой стороны, так же с древних времён существовало поверье, что благодаря колючим шипам он способен защитить человека от злых духов, являлся  мощным оберегом. Например, верили, что молния никогда не попадет в дерево боярышника, потому что еще во время путешествия с младенцем по Египту дева Мария уснула под его кроной. 

      Из боярышника делали  всевозможные талисманы.  Собранный в Вербное воскресенье или на Вознесение, боярышник хранили в доме как защиту от молнии.  Многими славянскими народами было принято высаживать боярышник  вокруг усадьбы. Верили, что такой колючий барьер убережет от проникновения зла, а невинным девушкам поможет сохранить целомудрие вплоть до замужества; сохранит крепость и честь семьи, брачных уз, убережет женщину от вожделений мужчин. Ветки боярышника на окнах и дверях дома отгоняли от него нечистую силу, их  клали на порог загона для скота для того, чтобы не дать войти туда ведьмам. Буряты, чтобы отогнать нечисть, вызывающую болезни, размахивали ими над колыбелями больных детей.

      Интересно, что со времен Петра I, боярышник, из-за целебных свойств, стали выращивать в созданных по его приказу, аптекарских садах, а крестьяне были обязаны собирать  ягоды боярышника в качестве повинности. Кстати, он очень плодовит: отдельные деревца дают до 75 кг плодов.

Write a comment

Comments: 3
  • #1

    Фэйт (Thursday, 03 March 2016 18:40)

    Очень интересно) сейчас как раз ищу информацию о поверьях и обрядах, связанных с растениями - ваш сайт - просто чудо! Спасибо))

  • #2

    валентина (Wednesday, 30 March 2016 18:43)

    Спасибо, Фэйт, за такой лестный отзыв, я стараюсь.


  • #3

    Фёдор Иннокентьев (Wednesday, 07 October 2020 17:31)

    То-то я думал, почему мне так нравится стоять под боярышниковым деревом...

Традиционные растения в народных праздниках

Рождество Христово

7 января

 

Кроме рождественской елки, делали рождественский венок, обычно из веток ели, а также сосны, можжевельника падуба и омелы, украшенный четырьмя свечками.

Сочельник

6 января

 

В сочельник обязательно готовили сладкую кашу – сочиво – из пшеницы и ячменя (символов богатства, плодородия, изобилия) с добавлением меда, мака, и орехов. Варили узвар (отвар) из сухофруктов, он символизировал  живую воду, которая очищает душу и тело.

Новый Год

В ночь с 31 декабря на 1 января

 

Наряжали елку. Обязательно были

  • яблоки — символ изобилия
  • орехи — символ мудрости и долголетия

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

 

В этот день начинали топить печи, причем первыми дровами были засохшие ветки яблони и других плодовых деревьев, чтобы семья жила в богатстве и тепле.

Три Спаса

14 августа

 

Медовый (Маковей) Собирают «маковейский цветок»  —  букет из головок

19 августа

 

Яблочный

Плетут венки из

луговых цветов:

29 августа

 

Ореховый (Хлебный)

Женщины плетут венок-оберег для дома из веток орешника (лещины), мужчины вяжут ореховые банные веники «от всех недуг».

Ивана Купала

7 июля

 

В купальский венок обязательно вплетают

Троица, Зеленые святки:

Ветви:

(кроме вербы и осины)

 

Травы и цветы:

Пасха:

Весенние цветы белого и жёлтого цвета:

Яндекс.Метрика