Эта статья, на первый взгляд, может показаться не связанной с тематикой сайта. Но! Во многих легендах о цветах, об обычаях и обрядах, с ними связанных, часто упоминается лес и вообще, во всех странах, где были леса, жизнь людей естественно и неразрывно была связана с ними.
За оградой двора древнего славянина начинался лес, от которого практически зависела вся его жизнь. Он давал нашим предкам все необходимое: домашняя утварь, да и сам дом делались из дерева,многие орудия труда, и самое главное для землепашца – орало, тоже из него. А, кроме того, лес кормил : разнообразная дичь, грибы, ягоды, лечил своими целебными травами.>
Древние славяне уважали и чтили лес, как живое существо, обожествляли растущие в нем деревья. Лесу и деревьям, как и человеку, может быть больно, он может радоваться и сердиться. «Всякому деpеву не хочется, чтобы его pубили, оно хочет жить и не хочет помирать, и больно ему также, как и человеку. Поэтому, когда его pубят, оно и скpипит — это оно плачет».
Убеждение, что природе нельзя причинять вред, вообще характерно для всех народов, находившихся на ранней стадии своего развития. Человек естественно вписывался в природу, не выделяя себя из нее.
Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, или губит заповедные деревьяв лесу, неминуемо покарает Святобор - Бог лесов и лесных угодий древних славян. Поэтому они старались ему понравиться: не вредить лесу, не бить без нужды зверей, не ломать зря деревьев и кустов, не засорять лес, даже не кричать громко, не нарушать тишину и покой природы.
Hа Хеpсонщине бытует такая легенда. Один мужик поехал в лес и захотел сpубить пpиглянувшуюся ель. Вдpуг она заговорила человеческим голосом: «не pуби меня, я тебе пpигожусь!» Он послушался, сpубил дpугое. Hо, когда он снова поехал в лес, то все - таки срубил заветную ель. Загpемел гpом, блеснула молния, мужик упал на землю и превратился в медведя.
А вот красивая пpитча. Едут как-то тpи бpата на телеге чеpез лес. Пеpвый говоpит: «Эх, сколько дpов можно наpубить, хату постpоить». Втоpой поддеpживает: «А сколько денег заpаботаем, если эти доски пpодать». Тpетий бpат вздыхает: «Да, но какая кpасота пропадет...»
Лес, деревья в сознании наших предков обладали волшебной, магической силой. Есть старинная украинская сказка, по сюжету сходная с Пушкинской о золотой рыбке. Только здесь, чтоб его не срубил мужик, желание исполняет дерево. Много чего оно выполнило для мужика и его старухи. Дом богатый у них появился, мужик перебывал в разных чинах – барином, полковником, генералом, даже царем, а все им мало. Захотела старуха, чтоб стал мужик самим Богом. Пошел он к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило: «Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей». В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей.
На Украине до сих пор живы традиции почитания деревьев: пpи pождении pебенка сажают деpево. Пpи стpоительстве хаты не pубят плодовые деpевья, вблизи колодца сажают калину. Когда парень уходит на службу, его девушка сажает на кpаю села тополь.
Очень выразительны, с явно экологическим смыслом, украинские пословицы о лесе.
Больше леса – больше снега, больше снега - больше хлеба. Кто дерево посадит, тот человеку друг. Лес рубить – много горя иметь. Срубили дерево - пропали пташки. Лес не школа, а всех учит. Сбереги лес, и он тебя сбережет. Если есть лес, есть и достаток. Кто не посадил дерева, тому не лежать в тени. В селе, где много деревьев, мало могил. Посадил деpево — себя пpославил, посадил сад — pод пpославил.
Спpосили мудpеца: кто научил людей злу?
— Огонь, — был ответ.
Кто научил их быть сильными?
— Вода, — был ответ.
А кто научил их добpу?
— Деpево, - ответил мудрец.
И в то же время дикий лес пугал. Он хранил немало загадок и смертельных опасностей. В нем можно было заблудиться, погибнуть от диких зверей. А еще, идя в лес, всякий раз надо было быть готовым к встрече с лесными духами. В них олицетворялась опасливая враждебность славянина-земледельца к дремучему лесу, у которого приходилось отвоевывать землю для пашни. И сознание наших предков создает разнообразный лесной народец, который в большинстве случаев вредит людям. Это слуги - помощники Святобора. Их в народной мифологии много, а наиболее известные - лешие и русалки
Леший (Лесовик, Лешак) - это главный хозяин леса. Народ наделил его переменчивой внешностью. То он – великан, выше самых высоких деревьев. А то может спрятаться под маленьким кустиком, где и зайцу не поместиться. Живет он в лесной чаще, похож на человека, волосы зачёсывает налево, кафтан запахивает направо, бровей и ресниц нет, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Но может явиться и в виде медведя, волка, филина. Иногда он кричит в лесу и пугает людей, старается их запутать, сбить с дороги. Заведя в чащу, щекочет их до смерти. Хлопает в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Питается он мхом и шишками, любит выпить водки, живет с семейством в дупле старого дерева.
На Винничине говорят, что леса — жилища животных, котоpые не могут ужиться с человеком. Леший - волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. По поверьям украинцев, леший перегоняет белок, лисиц, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. Главная его задача – охранять лес и лесных зверей, поэтому его опасаются лесорубы и охотники. Чтоб не прогневить лешего, люди просили у него разрешения нарубить в лесу дров, а когда шли на охоту тоже спрашивали у него, можно ли убить то или иное животное.
Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. Любит Леший, если оставить ему лакомства, каких нет в лесу. На перекрёстках тропинок для него, чтобы задобрить, оставляли на пеньке сало, горшочек каши, блины, пирожок, пряник, краюху хлеба, щепотку табака. Еще хорошо было - сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
В украинских сказках леший нередко бывает добрым, помогает выйти из лесу заблудившимся, охраняет героев от волков и медведей. Ну, а чтобы избежать козней лешего, надо переодеть свою одежду наизнанку. Верили, что его можно отпугнуть молитвой или, наоборот, самой непотребной руганью. А идя в лес, необходимо было брать с собой неприятные для лешего вещи. В первую очередь - соль, а еще - кремень и огниво, чтобы в случае опасности высечь огонь. Он относился к нему со страхом и уважением, впрочем, как и вся лесная живность,
Любопытен еще один персонаж древнеславянского фольклора, связанный с лесом, более популярный на Украине, особенно в ее западных областях, чем в России - мавка, лесная русалка.
Имя «Мавка» образовано из смешения слов "навь", «навка» — старинного названия мертвецов и вообще загробного мира, и "мал", "малая». По украинским поверьям мавки — это души некрещеных девочек, которые родились мертвыми или были утоплены или загублены еще в утробе их матерями, согрешившими девицами. Но даже если дочка родилась в законном браке, но ее не успели окрестить, и она умерла некрещеной, русалки все равно выкрадут ее из могилы, чтобы сделать мавкой.
До семи лет они сохраняют облик девочек с русыми волосами в белых сорочках и называются «потерчата» (от укр. терпiти, потерпiти – страдать). Злые духи мучают их, и только на Троицу они свободны от этих мук. На Полтавщине в старину женщины, которые похоронили некрещеных младенцев, собирали когда-то на «Мавський Великдень» (четверг Троицкой недели) всех детей с улицы и угощали их. Верили, что в Троицын и Духов день потерчата летают по воздуху и просят: - «Креста!», причитая: "Меня мать породила, некрещеной схоронила!"
Стоит обратить внимание на уникальность этого поверья. Ведь обычно в народном сознании любая нечисть боится креста, и на этом основаны охранные заговоры и обряды. А здесь, потерчата наоборот - просят его. Считается, что их души можно спасти, если, подкинув платок вверх, дать имя умершему некрещеному ребенку: еще с языческих времен дать имя означало – дать жизнь. Для этого надо было сказать: "Крещаю тебя во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Аминь!" и назвать имя, а затем ежегодно служить панихиды в первый понедельник Петровского летнего поста, и тогда души потерчат станут ангелами и попадут в рай. Но если на протяжении семи лет после смерти некрещеного ребенка душа не попадала в рай, то превращалась в мавку.
У мавок есть одна особенность, резко отличающая их от прочих русалок - отсутствие кожи на спине, поэтому сзади у них можно было видеть все внутренности: позеленевшие легкие, небьющееся сердце, и т.п . Они не отражаются в воде, не имеют тени.
Живут мавки в лесах. Они прядут краденый лен, ткут, и шьют себе одежду. После того, как растают снега, мавки бегают по лесам и долинам, и сажают там цветы. Люди считали их опасными и вредоносными духами: они могли сбить путника с дороги и завести его в глушь; защекотать до смерти; оторвать человеку голову или наслать на него болезни. В некоторых гуцульских селах верили, что Мавки проникают по ночам в дом и сосут грудь спящих людей (и мужчин, и женщин), и тогда те начинают болеть, чахнуть, и, в конце концов, умирают.
В западных районах Украины верили, что мавки появляются в виде ночных птиц или птенцов, издающих жалобный писк, но чаще они являются людям в образе неотразимых красавиц, которые заманивают мужчин в чащу, в топкое болото, в другие опасные места, где те погибают. В Прикарпатье и на Волыни популярны рассказы о том, что мавки завлекают парней и вступают с ними в любовную связь. А бывает, что зачарованный мавками парень, сам выслеживает ее в лесу возле озера, крадет ее одежду и вынуждает выйти за него замуж. Однако такой брак не бывает счастливым: мавка исчезает, а околдованный ею супруг погибает от тоски.
Скорее всего, все эти жуткие истории навеяны страхом человека перед непонятной ему дикой природой. Однако, наряду с ними, существуют в Украине и другие легенды о мавках, где они выступают в образе девушек с несчастливой судьбой. Если мавка сама полюбит юношу, весь лес будет плакать и горестно шуметь над нею. Потому что не было еще такого, чтобы у мавки вышло счастье с человеком. Она умеет любить искренне и безоглядно, и от ее счастливого смеха расцветают ландыши по весне. Но вот ужиться с людьми, понять и принять их обычаи она не умеет и потому, любовь приносит ей только страдания. Не в силах пережить гибель любви, она и сама погибает, превращаясь в вербу.
Существовали традиции и обряды, связанные с русалками, мавками. На Украине в четверг на Троицу, чтобы не прогневать души умерших, старались не работать, особенно сеять зерно, потому что появится много русалок. А для того, чтоб было не опасно купаться (особенно в «русалочьи» дни и на молодой месяц) нужно было взять горькую полынь и сказать: «На тобi, мавко, полинь, а мене покинь». Бытовало поверье, что помогают еще чеснок, хрен, любисток: они их запаха не выносят и опрометью убегают.
Чтобы задобрить их, развешивали на деревьях куски полотна – на рубашки русалкам. До сих пор сохранился во многих селах Западной Украины обычай раскладывать на подоконниках, чтоб остывали, хлеб и булки, потому что по старинным поверьям паром от свежеиспеченного хлеба питаются лесные и полевые русалки – мавки. По народным поверьям, если сплести для русалки венок и оставить его в лесу, то она в благодарность пошлет девушке богатого жениха..
Леший, русалки, мавки и т.п. духи обитали в лесу не постоянно, а только в тёплое время года (по легендам – с шестого апреля). Крестьяне считали, что на Ерофея (17 октября) — леший расстается с лесом, проваливается под землю, и зимует там до весны. Но перед этим он беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам. Зимой в лесу появляются другие боги, Перуновы помощники, которые ещё более строги к человеку: Позвизд (Посвист), Мороз ( Морозко, Трескунец,Студенец), Карачун.
Позвизд отвечал за бури и непогоду, приносил с собой снег. Сегодня он практически забыт, а в старину под Киевом существовал его идол, но после крещения Руси культ Позвизда был вытеснен, а вот его «коллег» помнят и поныне.
Мороз, Морозко, или Дед Мороз — олицетворение русских зимних морозов. Его представляли в виде могучего старика-волшебника с посохом, в богатой и шубе ( синего цвета, а не красного), с седой длинной бородой и суровым характером. Главная его задача - сковывать реки льдом, наметать сугробы. Еще его называли в легендах и сказках такими «говорящими» именами, как - Трескунец, Студенец.
Изначально древние славяне относились к нему с опаской, считая его злым и жестоким духом. По легендам, он воровал детей, унося их в мешке, мог, рассердившись, заморозить кого угодно. Однако, как практически со всеми славянскими Богами, при определенных обстоятельствах с ним можно было договориться. Считали, что во время встречи с Морозом человек никогда не должен жаловаться ему на стужу. Перед ним следует держаться весело и бодро, и тогда он не станет обижать путника, может даже наградить за добрый нрав и терпение.
14 декабря был днем почитания Деда-Мороза. Люди ходили в заснеженный лес, чтобы принести его жителям угощения: «сена копнушку, да хлеба краюшку», зерна, овощей. Бытовал обычай - на Коляду старший в семье высовывался из окна и предлагал Морозу ложку киселя или кутьи со словами: "Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!» Ему оставляли еду на окне или на крыльце и просили, чтоб не приходил летом, не портил урожай.
Самым свирепым Божеством зимы считался Карачун - злой дух, демон или внезапная смерть. Жил он под землей и повелевал морозами. Ещё Карачуном называли день Зимнего Солнцестояния 21 декабря (самый короткий световой день в году – всего семь часов и одну минуту). Верили, что именно Карачун ворует у людей Солнце, и в этот день оно начинает вырываться из его лап, и в ночь на 25 декабря, наступает Солнечное Рождество – «Будна», после чего празднуют «Коляду». Говорили - Старик Корочун старый год завершает, дни прежние коротит, а Коляда год молодой зачинает.
Бог Карачун для наших предков был так грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в народном языке. Говорят, например, «пришел ему карачун», «жди карачуна». О внезапной смерти говорили: «задал карачуна», «хватил карачун».
На Украине существовал интересный обряд, который, как считали, обеспечивал будущий богатый урожай хлебов. 22 декабря на зимний солнцеворот хозяйки пекли хлеб, соблюдая особые условия. В середину каравая клали зерна разных злаков, чеснок, травы, облатку, овсяный стебелек, а то и баночку меда, наливали в нее освященной воды, словом – то, что имеет отношение к солнцу и небесной выси. Кроме того, хозяйка должна быть обязательно одета в кожухе, вывернутом наизнанку и в рукавицах, одетых не на ту руку, потому, что в подземном мире, где живет свирепый Карачун, все наоборот, а значит, и одежду надо выворачивать наизнанку, и уберечься от стужи, чтобы не увлекла за собой.
Постепенно под влиянием православных традиций и особенно - произведений русских писателей Мороз из грозного, отнимавшего жизни Божества, превратился в доброго волшебного Деда, который дарил детям подарки. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, но тогда не приобрел большой популярности.
По мнению большинства исследователей, окончательно образ привычного для нас сегодня Деда Мороза сформировался в советское время. В Харьковском Дворце пионеров 31 декабря 1935 г. прошла первая в СССР новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов.
Вот такими духами населяло лес сознание наших предков. В последнее время заметно возрос интерес к старинным легендам, мифам, обычаям, традициям и это радует.
Write a comment